Нет никакого высшегоискусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творят толькобезжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря накоторый, радуется Бог и люди.
Св.Иоанн Злотоуст
… Каждое делонеобходимо начинать с призывания в помощь имени Божия, ибо занятия, освященныемолитвою, будут благотворны для нашего душевного спасения.
Преподобный Илларион Оптинский
Святые отцы овоспитании детей.
Цель воспитания– спасение души
· Дети – не случайное приобретение, мы отвечаем за ихспасение (свт. Иоанн Златоуст).
· Будем так наставлять наших детей, чтобы онипредпочитали добродетель всему другому,
а обилие богатства считали за ничто (свт.Иоанн Златоуст).
· Сорную траву легче вырвать, когда возраст нежнее,тогда и надо следить, чтобы оставленные без внимания страсти не усилились и нестали неисправимыми
(свт. Иоанн Златоуст).
· Хочешь ли, чтобы сын твой был послушным? С детствавоспитай его в строгости
(свт. Иоанн Златоуст).
· Кто хочет хорошо воспитать детей, воспитывает их встрогости и трудах
(прп. Нил Синайский).
· Не может остаться бесплодной для детей верародителей, когда они при нужде и бедности со слезами на глазах говорят: «Чтоделать? Буди воля Божия»; при опасности: «Бог милостив»; при трудныхобстоятельствах: «Бог поможет»; при успехе и радости: «Слава Богу, Бог послал».Здесь всегда и во всем исповедуется Божия благость, Божие помышление, Божиеправосудие. Не есть ли это живое учение о Боге и Его свойствах? И так как длядетей нет ничего выше и дороже родителей, а родители с любовью и благоговениемисповедуют, что они сами все имеют от Бога и во всем надеются на Бога, что Онесть общий и всеблагий Благодетель всех, то и дети ощутят и поймут, что «всеБогом живут, и движутся, и существуют» (архиеп. Амвросий Харьковский).
· Родителям нужно молиться Богу о своих детях, чтобыОн Сам научил их страху Своему и умудрил во спасение (свт. Тихон Задонский).
· Чтобы детям благословил Господь избежать опасностей,надо молиться день и ночь
(свт. ФеофанЗатворник).
· Больше говорите Богу о ваших детях, чем детям о Боге(старец Епифаний Афонский).
· Мать, рождая дитя, дает миру человека, а потомдолжна она в нем же дать небу ангела. Нет более высокого искусства, чемискусство воспитания. Живописец и ваятель творит только безжизненную фигуру, амудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуется Бог и люди
(свт.Иоанн Златоуст).
· Полезно учить наукам и художествам, но необходимоучить жить по-христиански. Внимайте этому, родители, чтобы не быть убийцами техдетей, которых вы родили на свет. Истинный отец не тот, который родил, но тот,который хорошо воспитал и научил
(свт. Тихон Задонский).
· Садовник привязывает саженцы к колу, укрепленному вземле, чтобы ветер и буря не повалили их. И сучки или негодные побеги отсекает,чтобы они не повредили дерево и не иссушили его. Поступайте так и вы с малыми имолодыми вашими детьми, привязывайте сердца их к страхц Божию, чтобы непоколебались они от сатанинских козней и не оставили благочестия. Отсекайтерастущие в них страсти, чтобы не выросли и не завладели ими, и не умертвиливнутреннего нового человека, рожденного в святом Крещении. Ибо видим, что когдадети растут, то являются и растут вместе с ними и греховные страсти, как дикиепобеги на дереве. Поэтому, чтобы эти дикие побеги не выросли, и не повредиличеловеку, и не погубили его, омытого, освященного и оправданного святымКрещением, необходимо наказанием и учением Господним их отсекать. Отсекайте,возлюбленные, такие побеги в душах детей ваших, «воспитывайте их в учении инаставлении Господнем»
(свт.Тихон Задонский).
· Если бы отцы тщательно воспитывали своих детей, тоне было бы ни судилищ, ни наказаний
(свт.Иоанн Златоуст).
· Дети, забытые родителями во время воспитания,взаимно забывают из после аоспитания
(свт.Филарет Московский).
· «Бог дал тебе детей-ангелочков. Посмотрим, какими тыих сделаешь. Родители несут большую ответственность за своих детей. Я знаю однуженщину, у которой сын непослушный. День и ночь она молится за него. Я ейсказал: «Богу ты покажешь либо спасенное дитя, либо раны на своих коленях»
(старец Иероним Афонский).
Настоящий человек
Какимдолжен быть настоящий человек? Духовное начало в человеке.
Ты рожден человеком; но человеком, в полном смысле этогослова надо стать. Настоящий человек – это дух человеческий, который выражается в словах,делах, поступках, убеждениях, чувствах, воле, стремлениях, в отношении к людями к самому себе, в способности любить и ненавидеть. Высокая нравственностьчеловека начинается с веры в святыни. Уже в годы детства в сознании каждогомаленького гражданина должна утверждаться нерушимая, незыблемая, непреложнаявера в нравственные святыни своего Отечества, своего народа, ибо ни во что неверящий человек не может быть ни духовно сильным, ни нравственно чистым, нимужественным. Вера в святыни дает маленькому человеку исключительно ценныедуховные качества: видение и чувствование большого мира общественной жизни,стремление жить в этом мире и быть полезным и счастливым.
Человек,верящий в святыни своего Отечества, обладает великим даром любви и ненависти.Сущность духовной жизни маленького гражданина должна заключаться в восхищении,изумлении, одухотворении красотой природы, красотой человека: внутренней ивнешней, как творения Божия, в стремлении и жажде стать настоящим сыном ипатриотом своего Отечества, иметь чувство любви к Богу и ближнему, иметьчуткость в оценке собственного поведения, постоянное стремление к нравственномусовершенству, желание стать сегодня лучше, чем был вчера; развиватьинтеллектуальные способности, обогащать и развивать свой разум, иметьпостоянную потребность и любовь к труду, стремиться к совершенствованиютрудового мастерства, физического совершенства во благо ближнего и своегоОтечества.
Зачемжить?
Мыприходим в мир маленькими и беспомощными детьми для того, чтобы, ставвзрослыми, оставить свой след на земле, прожить плодотворную жизнь. Ведь живетна земле и червяк, и курица, кошка и собака, и у всех у них есть душа. Но учеловека душа, в отличие от них, - бессмертна. Все мы уходим в вечность, вбессмертие, в зависимости от того, как мы проживем земную жизнь. Поэтому намнадо дорожить счастьем бытия, но для того, чтобы по-настоящему дорожитьсчастьем бытия, требуется высокая, всесторонняя воспитанность души – совести,сердца, воли, разума. Постижение той истины, что мы приходим в мир и уходим изнего, чтобы никогда больше в него возвратиться, что в мире есть величайшаярадость – рождение человека и величайшее горе – смерть, - подлинное постижениеэтой истины делает человека мудрым мыслителем, формирует тонкую воспитанностьинтеллекта, души, сердца, воли. В эту истину уходят тончайшие корничеловеческого благородства – благородства гражданина, труженика, семьянина,культурной личности; благородства человека, счастье которого зависти, восновном, от него самого. Поэтому необходимо задуматься о своей судьбе, о том,что уже сейчас, сегодня надо начинать ту огромную работу, которую предстоитделать всю жизнь.
Труд– основа всего мудрого и прекрасного на земле. Труд создает человеческуюзрелость. Только благодаря труду рождается чувство ответственности за будущее.
«Ичто свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, тобудет разрешено на небесах» (Евангелиеот Матфея. 16, 19).
«Какаяпольза человеку, если он приобретает весь мир, а душе своей повредит?» (Евангелие от Матфея. 16, 26).
«Исходящееиз уст – из сердца исходит» (Евангелиеот Матфея. 15, 18).
Следовательно, всю свою жизнь человекунеобходимо трудиться над созиданием своего доброго и любящего
сердца.
… Жить по заповедямХристовым обязаны все православные христиане, и ничем не может оправдаться предБогом за неисполнение их, кроме как Его предражайщими заслугами и истиннымсознанием и покаянием в наших преступлениях.
Преподобный МакарийОптинский
… Человек смиренныйживет на земле, как в Царствии Небесном, всегда весел, и спокоен, и всемдоволен.
… Истинно горе томучеловеку, кто не имеет смирения. Кто не умеет сам смиряться, того впоследствиибудут смирять люди; а кого не смирят люди, того смирит Бог.
Преподобный АнтонийОптинский
… Церковь есть для насземное небо, где Сам Бог невидимо присутствует и назирает предстоящих, поэтомув церкви должно стоять чинно, с великим благоговением. Будем любить Церковь ибудем к ней усердны; она нам отрада и утешение в скорбях и радостях.
Преподобный ИлларионОптинский
М. В. Ломоносов
Об узаконениях длягимназистов
· Каждомугимназисту при поступлении в Гимназию должен быть вручен напечатанный лист, гдеизложены гимназические узаконения; такой же лист должен иметься в каждом класседля общего сведения, а также должен быть вывешен на стене в каждой комнатегимназистов и в зале, чтобы они не могли отговариваться неведением. Кроме десяти заповедей ицерковных заповедей, эти узаконения состоят в следующем.
· Принаблюдении заповедей Божиих в десятисловии и заповедей церковных, коими обеими к Богу и ближнему и началампремудрости страха Господня научаемся, следует первая гимназистов должность,чтобы к наукам простирать крайнее прилежание и никакой другой склонности невнимать и не дать в уме так усилиться, чтобы радение к учению урон или малоеослабление претерпело.
· Учителямоказывать себя весьма вежливо и уклонно, не упрямиться и ни в чем с ними неспорить, а особливо не досаждать грубыми словами, помня, сколько их занаставление почитать должны.
· Отбегатьот ссор междоусобных, а особливо от бесчестных браней и от драк, не попрекатьдругого природными недостатками и не злобствовать.
· Весьма беречься, чтобы межтоварищами своими не смущать и не производить ссор и шуму.
· Не мешать другим в ученье криком,играньем, стуком, шумом или каким другим образом, чем рассуждение и память вбеспорядок приведены быть могут.
· Гордостию и грубостию никого неогорчать, но больше учтивостью и снисходительством привлекать к своемулюблению.
· Пустых слов, подлых и соромских вразговоре остерегаться, зная, что довольно есть материи говорить о школьномучении и примечания о достопамятных вещах и приключениях.
· Остерегаться самохвальства,хвастовства, а паче всего лганья, которое часто служит к закрытию злых дел.
· Когда кто другого изобидит и за тонаказан будет, а после снова тому же сделает обиду, показав знак неправедногомстительства, тот двойному наказанию подвержен.
· В то время, когда по спросуучительскому говорит кто свой урок изусть и не знает твердо, близ его сидящийтоварищ не должен ему тихонько подшептывать и тем помогать его лености. Такойпомощник равному наказанию с незнающим подвержен.
· Чистоту наблюдать должно не токмо вделах бесспорных, но и при столе, в содержании книг, постели и платьях. Ктовнешним видом ведет себя гадко, тот показывает не токмо свою леность, но иподлые нравы.
· В церкви и в зале на молитве, такжеи у стола за кушаньем не разговаривать и отнюдь не шуметь, но быть тихим ивнимать прилежно пению и чтению.
· Без инспекторского позволения изгимназии никуда не выходить и по отпуске приходить на показанный срок точно.
· Леность всего вреднее учащимся;того ради всячески должно преодолевать оную послушанием, воздержанием, бдением,терпением.
· Весьма должно блюстись лакомства игулянья и больше удаляться от неприличного и худого сообщества, которое податьскоро может повод к бездельному и праздному житью, прогуливать школы, неисправлять заданного уроку и, словом, терять золотое младых лет время безприобретения той пользы, которая зрелым и престарелым летам большую приятностьи веселие принести может чрез науки, нежели в юношестве игры и праздность.